Этот слабый сильный пол

1Декабря 2008

Почему мужчины живут на тринадцать лет меньше женщин? Почему российские демографы ввели такое уникальное понятие, как "мужская сверхсмертность"? Об этом корреспондент "РГ" беседует с руководителем Федерального медико-биологического агентства Миндзравсоцаразвития РФ, профессором, доктором медицинских наук Владимиром Уйбой.Среди многих важнейших задач, которыми занимается возглавляемое им ведомство, - медицинское обслуживание тех, кто трудится на предприятиях с особо опасными условиями труда, и тех, кто живет в городах и поселках так называемого особого статуса. Естественно, среди этих подопечных больше половины - мужчины.
Владимир Уйба: То, что программа "Здоровье" положительно сказывается на росте рождаемости, снижении показателей младенческой смертности, стабилизации уровня материнской смертности, бесспорно. Однако есть одно "но". И, на мой взгляд, очень существенное - некое пренебрежение к мужскому здоровью. Как будто они вовсе не причастны к тому же повышению рождаемости.
На разных уровнях мы приводим цифры, демонстрируем показатели того, что мужчины живут существенно меньше женщин. Российские демографы ввели даже понятие "мужская сверхсмертность", которая присуща только нашей стране. И на этой констатации порой все и заканчивается. А ведь это очень тревожный сигнал. И расценивать его нужно, как угрозу социальному благополучию, экономической безопасности, и наконец, обороноспобности государства. Если ситуация не изменится, то через тридцать-сорок лет в стране не будет здоровых восемнадцатилетних, которые должны нас защищать.Российская газета: Через тридцать, через сорок лет... Так ведь нас с вами к тому времени может и не быть.
Уйба: Это вы к чему? Разве можно жить одним днем? Если мы сегодня не озаботимся тем, что предстоит нам, нашим детям, внукам, стране, то зачем мы? Смотреть спокойно на то, скажем, как стремительно "молодеет" типично мужское заболевание - аденома предстательной железы? Веками считалось, что это удел пожилых и старых. Теперь же все чаще диагностируем аденому у 30-40-летних мужчин, самого репродуктивного, творческого возраста.РГ: Причина?
Уйба: Уж если мы заговорили об урологическом здоровье мужчин, то буду оперировать данными наших подведомственных клиник и научно-исследовательских учреждений. Ведь все начинается с организации этой службы. Так сложилось, что при всех передрягах, которые пережила страна, эта служба на уровне районных центров практически перестала существовать - куда-то вовсе исчезли урологи.РГ: Наверное, ушли в частные лечебницы?
Уйба: И такое не исключаю. Но в основном причина иная: не станет "узкий" специалист работать в примитивном кабинете без современной диагностической базы, без специализированных урологических коек, без поддержки целевой государственной программой.РГ: Но ваше агентство раньше, при советской власти, было третьим медицинским управлением, весьма привилегированным, которому грех было жаловаться на условия труда, даже на зарплату.
Уйба: Это правда. Но это наше прошлое. Наше нынешнее агентство выходит далеко за рамки третьего главка. Хотя сердцевину сохранить удалось.РГ: Тогда что вы жалуетесь, что, даже по сведениям вашей службы, с мужским здоровьем проблем выше крыши?
Уйба: Я же сказал, что наше агентство не изолировано от проблем всей России. Мы, например, решаем задачи медико-социальной экспертизы российский граждан...РГ: Кстати, в редакционной почте очень часты жалобы на эту службу. Одна читательница прислала свою фотографию: у нее ампутированы обе ноги, а ее мытарят с предоставлением инвалидности. Другая читательница не может ее получить после операции по поводу рака мозга. Ей ответили, что "голова - не самый главный орган"! И это не анекдот. И такую переписку вынуждены вести соискатели инвалидности, столько справок предоставлять, в столько инстанций обращаться, что уже от этого можно стать инвалидом...
Уйба: Это правда. Мы получили эту службу несколько месяцев назад и предлагаем очень жесткие меры по наведению в ней порядка. Но тут, кроме жесткости, нужны воля и помощь государства. Министр Татьяна Алексеевна Голикова донесла эту проблему до президента и премьер-министра. Сейчас главное - изменить структуру службы и обязательно изменить отношение к инвалидам. Они не должны быть изгоями. Но это тема отдельного разговора. А поступающие к вам по этой проблеме письма передайте нам. Разберемся.
Если же вернуться к мужскому здоровью... Да, отношение к нему нужно изменить со стороны и государства, и медиков. Но уверяю вас: ничего не получится, если сами мужчины будут относиться к нему так, как относятся теперь. С некоторых пор я перестал пользоваться лифтом, и к вам на десятый этаж поднимался пешком. Меня просто поразило: на всех пролетах стоят ваши сотрудники, в том числе очаровательные молодые женщины и дымят сигаретами. А это самое первое звено собственного отношения к божественному дару - здоровью. Здесь начало начал охраны здоровья и женщин, и мужчин. Потому что принципы формирования культуры здоровья общие.РГ: С чего должны начать мужчины?
Уйба: С того, чтобы каждый мужчина, начиная с сорока лет, хотя бы раз в год сдал анализ PSA.РГ: Уверяю вас, большинство наших читателей понятия не имеют о том, что значит сия аббревиатура.
Уйба: Тогда маленький медицинский ликбез. Данный анализ можно сдать в поликлиниках. Он стопроцентно выявляет наличие антител, которые выделяются при росте аденомы предстательной железы. Специалисты знают, что является нормой, а что заболеванием. Анализ элементарный, доступный, безболезненный и очень информативный. Если человек это делает, то вероятность выявления недуга на ранних этапах позволит провести либо консервативную терапию, либо один из самых современных методов лечения аденомы и рака предстательной железы методом брахитерапии. Сейчас в мире этим методом лечится половина пациентов, страдающих раком предстательной железы. Тому есть объяснение: это очень высокоэффективный метод, почти не дает осложнений. Да и с экономической точки зрения наиболее притягателен по сравнению с радикальной операцией и лучевой терапией. А главное, мужчина не перестает быть мужчиной. Он сохраняет мужскую потенцию.РГ: Владимир Викторович, согласитесь, что наша служба здоровья в основном занимается лечением. Куда меньше - профилактикой. Хотя кто-то из великих медиков говорил, что будущее принадлежит именно медицине профилактической.
Уйба: Это вы цитируете великого русского хирурга Николая Ивановича Пирогова. И заметьте, с большим основанием эти слова должны были бы принадлежать терапевту-консерватору. Но великий врач Пирогов понимал, что профилактика - голова здоровью. Вот все недовольны системой обязательного медицинского страхования (ОМС). И наверное, правильно. Поскольку полис ОМС не дает тех прав пациенту, которые были декларированы.
Предположим, завтра полис станет полностью обеспечен финансированием. Но задача совсем не в этом: чем больше будут финансировать болезнь, тем больше государство станет тратить на лечение. И мы попрежнему будем недовольны системой. Начинать надо с самих себя, с головы. С профилактики. Приведу в пример систему ОМС в Германии. Там, если человек активно участвует в системе профилактических мероприятий, если тот же мужчина сдает тест на PSA, то ему государство гарантирует оказание самой современной, самой высокотехнологичной, бесплатной, то есть в рамках ОМС, помощи. Например, понадобилось человеку провести стентирование сосудов сердца, - пожалуйста. Но если этот человек курил, если он не выполнял предписаний после профосмотра, то... Извините: за стентирование придется платить. И эта система работает достаточно эффективно.
Наше ведомство разработало и предложило программу оказания специализированной медицинской помощи мужскому населению. Она и называется соответственно: "Мужчинам - здоровье и долголетие". Программа долгосрочная, многоэтапная, дорогая. Упор в ней сделан на профилактику, раннее выявление заболеваний мочеполовой системы у мальчиков первых дней жизни.РГ: Наши роддома к этому готовы?
Уйба: Это не функция роддомов. Это задача первичного звена здравоохранения - детской консультации, поликлиник для детей и взрослых, специализированных урологических стационаров.РГ: А специалисты для работы в них есть?
Уйба: К сожалению, их явно недостаточно. Поэтому мы подходим к этой проблеме комплексно. Одна из составляющих - подготовка специалистов и оснащение службы необходимым современным оборудованием.РГ: У нас много всяческих и даже очень хороших программ. Увы, многие из них остаются лишь благим пожеланием. А вы почему-то говорите так уверенно.
Уйба: Моя уверенность от того, что программа началась не "сверху", а "снизу" - на территории десяти субъектов страны, где ее финансирование было обеспечено местными бюджетами. И даже дело не в самих деньгах, хотя это архиважно. А дело в том, что это добрый знак: сами субъекты начинают осознавать значимость охраны здоровья, в том числе и мужчин. Очень надеемся, что такое понимание проблемы придет и на уровне государства.Ирина КраснопольскаяИсточник: http://www.rg.ru/2008/11/21/analiz.html